Боевая и трудовая доблесть узловой станции Зверево в годы Великой Отечественной войны

Железнодорожный вокзал города Зверево

Дорога железная, как ниточка тянется.
Кто слабый не выдержит, кто сильный –
останется…
(Популярная песня Советских времён)

Узловая железнодорожная станция Зверево появилась на карте Российской империи 14 декабря 1878 года. Вплоть до середины 1960-х годов прошлого века наш ж/д узел связывал три стальные магистрали: Юго-Восточную, Северо-Донецкую и Северо-Кавказскую. На станции Зверево было построено большое паровозное депо, сложился  многочисленный коллектив железнодорожников. В 1905 году трудящиеся нашей станции прославились на всю Россию масштабным восстанием против самодержавия, в годы Гражданской войны сформировался красноармейский Зверевский бронепоезд.

Во время Великой Отечественной войны станция Зверево стала свидетелем и участником Подвига Великой Победы. Об этих славных страницах истории нашей станции мы и расскажем.

В муниципальном архиве города Зверево хранится «Список рабочих, служащих и инженерно-технических работников паровозного депо ст. Зверево Северо-Донецкой железной дороги Ростовской области Зверевского района, награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (опись 1, фонд 1, дело 21, листы 49 – 84 об.). В этом списке более сотни фамилий зверевских железнодорожников, самоотверженный труд которых приблизил день Великой Победы. Приводятся краткие характеристики работников Зверевского депо.

Железнодорожным транспортом доставлялись к линии фронта военные грузы. Дорога была каждая минута. Исход военных сражений зависел от своевременно доставленных боеприпасов, войсковых резервов. Зверевское депо гордилось машинистом паровоза Константином Илларионовичем Бондаревым. Весной – летом 1942 года он доставлял военные грузы к линии фронта на ж/д участке Зверево – Дебальцево. В июне фашистские захватчики перешли в решительное наступление, немецкие самолёты ожесточённо бомбили советские железнодорожные составы. Одна из бомб попала в паровоз К.И. Бондарева, машинист был тяжело ранен. Несмотря на ранение, превозмогая боль, с трудом не теряя сознание, героический зверевский железнодорожник довёл состав с ценным военным грузом  до станции назначения – Дебальцево. Советские солдаты вовремя получили боеприпасы. В июле огненного 1942 года Константин Илларионович за свой подвиг был награждён боевой медалью «За отвагу». Вернувшись из эвакуации, он восстанавливал родную станцию,  выполнял самые ответственные задания по доставке военных грузов к передовым рубежам фронта.

В июле 1943 года другой зверевский машинист паровоза Андрей Иванович Абросимов при доставке эшелона боеприпасов к Миус-фронту, был также  тяжело ранен, но спас военный груз. Состав своевременно прибыл на станцию назначения. Старшим машинистом Зверевского депо был коренной зверевчанин Григорий Харитонович Медведев. В 1945 году ему было присвоено почётное звание МПС «Лучший паровозник». Не менее доблестно трудились машинисты паровозов Зверевского депо: Николай Маркович Агуренко, Василий Иванович Агуренко, Антон Илларионович Аненко, Никита Николаевич Ачкасов, Григорий Степанович Балакин, Александр Макарович Березняк, Пётр Павлович Боев, Борисов Алексей Иванович, Николай Александрович Бугрименко, Исаак Никифорович Высокий, Иван Андреевич Гавришев, Дмитрий Селиверстович  Гончарук, Михаил Тихонович Дьяченко, Никита Алексеевич Жидко, Пётр Фатеевич Ивашуткин, Николай Степанович Кочкин, Фёдор Протасович Крамской, Иван Иванович Матюк, Никанор Никитович Одинцов, Григорий Антонович Пинкин, Александр Сергеевич  Ряснов, Григорий Иванович Свинарёв, Иван Сидорович Силаев, Василий Моисеевич Цупко, Антон Алексеевич Шамрай и др.  В нашем депо военных лет помощниками машинистов паровоза трудились и женщины: Мария Михайловна Дунаева, Антонина Павловна Кутникова, Александра Никитовна Прилипа, Евгения Станиславовна Щербицкая. Были и экзотические, по современным меркам, профессии и должности. В 1941 – 1945 гг. зверевская железнодорожница Александра Михайловна Злодюшкина занимала должность – «вызывальщик паровозных бригад». Начальником Зверевского депо в военное лихолетье был инженер железнодорожного транспорта Василий Феофанович Плахотин. Начальник станции – Симонов Владимир Алексеевич. Помимо работников Зверевского депо (подвижного состава), правительственными наградами за труд в годы Великой Отечественной войны, были награждены десятки трудящихся станции: путевые рабочие, стрелочники, составители поездов и т.д.  Примечательно, что в 1945 году инженер по ремонту паровозов Василий Матвеевич Польский первым из зверевских железнодорожников получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Для торжественного награждения он был вызван в Москву – в министерство путей сообщения.

Зверевские железнодорожники работали и в военизированных паровозных колоннах, что приравнивается к боевой службе в рядах Красной Армии. Зверевчанин Лоскутов Василий Фёдорович (1912 – 1979 гг.) в годы Великой Отечественной войны служил машинистом паровоза в Колонне особого резерва МПС № 14. Выполнял задания по доставке военных грузов особой важности. Дважды был серьёзно ранен. После излечения возвращался на родной паровоз, сквозь огонь и ожесточённые бомбёжки тянул железнодорожные составы в пункты назначения. Награждён боевыми медалями…

Немало зверевских железнодорожников погибло от бесконечных бомбёжек в 1941 – 1943 гг. Рядом с вокзалом есть скромный обелиск в честь погибших работников станции Зверево. Они отдали свои жизни во имя Победы. Среди двадцати имён фамилия начальника Зверевского вокзала – Софии Михайловны Муратовой.

С.М. Муратова родилась в станице Владимировская в 1898 году; родители были батраками. После Гражданской войны работала на железнодорожном транспорте. Незадолго до начала Великой Отечественной войны была назначена начальником вокзала станции Зверево. Старожилы нашего города запомнили С.М. Муратову как энергичную, деловую женщину. Софья Михайловна одевалась экстравагантно: стильные брюки, кожаные куртка и кепка, на шее повязан красный шарф. В ноябре 1941 – весной 1942 гг. Муратова руководила эвакуацией станционного имущества. Помогла многим зверевчанам уехать и избежать оккупации. Только о себе побеспокоиться не успела. Фашистские войска прорвали фронт и неожиданно вошли в посёлок Зверево. Предатель выследил и выдал оккупантам коммунистку Муратову. Гитлеровцы отправляли арестованных в город Шахты. Конвоировали туда и Софью Михайловну. Вместе с другими арестованными Муратову сбросили в шурф заброшенной шахты…

После Великой Победы зверевские железнодорожники на протяжении двадцати лет были передовым коллективом МПС в Ростовской области. В середине 1960-х годов Зверевское депо переведено на станцию Лихая. Зверево утрачивает роль важного железнодорожного узла.

Бутов Владимир,
член «Союза писателей Дона» — при информационной
поддержке муниципального архива города Зверево
(главный специалист архива – Вера Викторовна Глазунова) и
при содействии общественного активиста
Петропавлова Сергея Александровича