История города Зверево с 1917 по 1941 гг. От Красного Октября до сталинских пятилеток

Григорий Яковлевич Сокольников
Иллюстрация. Командир 8-й Красной Армии Григорий Яковлевич Сокольников. В январе 1920 года отбил у деникинцев станции Гуково и Зверево.

Красноармеец Фёдор Павлович Бондарев в 1920 – 1930-х гг. был одним из самых уважаемых жителей не только нашего станционного посёлка, но и всего Зверевского района. Человек-легенда. В начале 1917 года восемнадцатилетний батрак Бондарев был призван в царскую армию. После Октябрьской революции ушёл вместе с другими солдатами с фронта; в ноябре 1917 года прибыл в Зверево. Вступил добровольцем в Первый Харьковский Отдельный Пролетарский отряд. Сражался с белоказаками есаула Чернецова на станции Зверево и в посёлке Гуково. Затем воевал на разных фронтах Гражданской войны. Летом 1918 года стал бойцом Чапаевской дивизии. Под командованием Василия Ивановича Чапаева сражался с войсками Колчака на Урале. Имел благодарности от легендарного комдива, лично с ним общался. После гибели В.И. Чапаева пулеметчик Фёдор Бондарев до декабря 1921 года продолжал служить в 25-й стрелковой дивизии («Чапаевская дивизия»). В 1922 году возвратился в Зверево, работал на железнодорожном транспорте, был секретарём партийной ячейки.

Отряд донбасских красноармейцев
Отряд донбасских красноармейцев. Третий ряд снизу, первый слева – потомственный зверевский железнодорожник Семён Степанович Чертов. 1920 год.

Молодой зверевский железнодорожник Семён Степанович Чертов также храбро воевал на фронтах Гражданской войны, был машинистом красноармейского бронепоезда. Наряду с династиями Амплеевых, Агуренко, Покусаенко, Чертовы – коренные зверевчане, судьба которых неразрывно связана с историей нашей малой родины на протяжении ста с лишним лет.

Итак, 1920 год. Началось строительство новой жизни. Зверевский район, как и вся Россия, сильно пострадал от Гражданской войны. Почти полностью
было разрушено путевое и транспортное хозяйство, жилые постройки. Не хватало соли, хлеба, керосина. Но полуголодные зверевчане с энтузиазмом взялись за работу. Они, как и многие простые россияне, искренне верили, что строят светлое будущее. В 1920-х годах зверевчане часто выходили на субботники и воскресники. За короткое время было отремонтировано два паровоза и десять грузовых вагонов. Станция Зверево возобновила свою работу.

В 1920 году посёлок Зверево насчитывал чуть больше тысячи жителей. Промышленности, кроме железнодорожного транспорта, никакой не было. Действовали две начальные школы. В них учились только дети железнодорожников. Организовался и ликбез. В мае 1920 года в Зверево была создана
комсомольская организация, которая занималась и культмассовой работой: проводились вечера вопросов и ответов, давались концерты и спектакли. В донбасской газете «Красный шахтёр» (редакция находилась в городе Шахты) за 3 октября 1920 года рассказывается:

«… Только с 24 марта по 30 сентября 1920 года на станции Зверево было проведено 27 собраний, 27 субботников, погружено и выгружено 196 вагонов, перенесено досок для посадки войск 40 тысяч штук, устроено 28 спектаклей, на которых присутствовало 15 тысяч человек (общее суммарное количество). Проведено 36 митингов с участием 12 тысяч человек, прочитано 2 лекции. Кроме того, были проведены «неделя транспорта», «неделя фронта», «неделя ремонта», «неделя поддержки французской революции» и две «недели чистоты».

В гуково-зверевской газете «Слава шахтёра» за 22 августа 1968 года публикуются воспоминания первого секретаря ячейки РКСМ («Рабоче-крестьянский Союз молодёжи») станции Зверево 1920-х годов Дмитрия Митрофановича Калабухова:

«По инициативе председателя Зверевской ячейки РКП (б) И.И. Шейна и представителя Красной Армии нас, станционных ребят и девчат, в мае 1920 года пригласили на собрание, на котором предложили создать в посёлке комсомольскую организацию. Кроме меня, в состав бюро были избраны Иван Ляпин и Порфирий Сачков. На первом же заседании мы распределили между собой обязанности. К концу 1920 года в составе ячейки было уже 40 комсомольцев, а в 1925 году – более 150.

Работу свою мы начали с оборудования помещения. Облюбовав пустовавшие комнаты на вокзале, мы достали необходимую мебель и обставили их. Здесь было даже пианино из дома попа зверевской церкви, бежавшего с белогвардейцами. Домик рядом с вокзалом стал местом наших встреч, бурных собраний, вечеров вопросов и ответов. Здесь же мы готовились к концертам, проводили беседы на антирелигиозные темы, а позже – организовали ликбез. День ото дня рос авторитет комсомольской ячейки. Некоторые матери даже сами приходили и просили принять сына или дочь в комсомол. Часто мы проводили субботники. Силами комсомольцев были отремонтированы 2 паровоза и 10 грузовых вагонов.

Члены Зверевской ячейки РКСМ были активными бойцами отряда по борьбе с бандитизмом. Они круглосуточно дежурили у электростанции, водокачки, железнодорожных мостов, несли караульную службу в нашем посёлке, выезжали в Миллерово и Чертково для борьбы с местными махновцами. По поручению партийной организации зверевские комсомольцы проводили большую работу в окружающих сёлах и хуторах: создавали комитеты бедноты, выступали с докладами, организовали сельские ячейки РКСМ».

Дмитрий Митрофанович Калабухов
Дмитрий Митрофанович Калабухов, первый секретарь Зверевской ячейки РКСМ 1920-х годов. В 1926 г. избран председателем месткома станции Зверево. Будущий Почётный железнодорожник СССР, генерал-директор движения II ранга. Выдающийся организатор железнодорожного транспорта Советского Союза. Фотография 1930-х годов.

С 1920 по 1929 гг. комсомольский вожак Дмитрий Калабухов работал на станции Зверево на разных должностях: помощником машиниста паровоза, приёмщиком вагонов, осмотрщиком. В 1926 году он был избран председателем месткома станции, стал большевиком. По сути, Дмитрий Митрофанович являлся одним из руководителей станционного посёлка Зверево 1920-х годов. Он внёс большой вклад в восстановление нашей станции, разрушенной Гражданской войной. Зверевского активиста Дмитрия Калабухова заметили «наверху», направили в 1929 году на учёбу в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Окончив ВУЗ в 1933 году, Дмитрий Митрофанович навсегда покидает родной посёлок Зверево, работает на руководящих должностях ЖД транспорта в Волжском регионе, на Северном Кавказе и на Урале. Почётный железнодорожник СССР, генерал-директор движения II ранга, награждён тремя орденами Ленина, что приравнивается к званию «Герой социалистического труда». Уже посмертно (Д.М. Калабухов скончался в 1982 году), в 2013 году, Дмитрию Митрофановичу присвоено звание «Почётный гражданин города Зверево».

По инициативе председателя Зверевской ячейки РКСМ Д.М. Калабухова в 1923 году в нашем посёлке создаётся первый пионерский отряд при железнодорожной школе № 25. История сохранила фамилию пионерского вожака – Комличек Максим Георгиевич. Эти события подробно описаны в очерке Леонида Микулина «Как Максим стал Кимом», опубликованном в газете «Слава шахтёра» за 26 мая 1988 года.

Максим Георгиевич Комличек
Активист Зверевской ячейки РКСМ Максим Георгиевич Комличек, возглавивший в 1923 году пионерскую организацию в ж/д школе № 25. В 1930-х годах стал профессиональным военным. Фотография 1940-х гг.

Итак, в начале мая 1923 года в железнодорожной школе № 25 собрались зверевские комсомольцы: Дмитрий Калабухов, Максим Комличек, Николай
Гончаров, Александр Петренко, Костя Амплеев, Гриша Тепляков и др. Было рассмотрено предложение Сулинского райкома РКСМ: создать при зверевской школе детскую коммунистическую организацию «Юные спартаковцы».

Именно так – «спартаковцы» – до 1924 года назывались пионеры. По инициативе заведующего школой № 25 Гончарова председателем Зверевского пионерского отряда стал комсомолец Максим Комличек. Сын железнодорожного рабочего станции Зверево, до революции батрачил на богатых казаков; пытался в 1916 – 1917 годах учиться в Каменском ремесленном училище, но был отчислен по политическим мотивам.

Максим Комличек, работая в зверевском депо, в свободное от работы время организовывал при железнодорожной школе № 25 пионерский отряд. Первыми пионерами-спартаковцами стали Лёня и Женя Гончаровы, Зоя и Маша Шишкины, Маркиян Сухаренко, Коля Жуков, Надя Сачкова. Уже очень скоро отряд вырос до 35 человек.

Пионерский вожатый Максим Комличек разделил отряд на звенья, каждое из которых имело своё название – «Орлёнок», «Следопыт» и т.д. Каждому пионеру, в свою очередь, присваивались имена выдающихся исторических личностей, героев легенд, патриотических романов и рассказов. Была в отряде, например, своя Жанна де-Арк. Максиму, как организатору, дали имя – «Ким» (от названия «Коммунистический Интернационал молодёжи»)

В январе 1924 года Максим Комличек стал кандидатом в члены ВКП (б). А осенью его направили в окружную партийную школу. После её окончания «Ким» работал пропагандистом, секретарём парткома, совхоза, ответственным секретарём редакции районной газеты. Затем Максима призвали в ряды Красной Армии. И М.Г. Комличек впоследствии становится профессиональным военнослужащим, дослужился до звания полковник. Был военным комиссаром г. Каменска, военкомом г. Шахты. Участник Великой Отечественной войны, награждён четырьмя боевыми орденами.

Благодаря стараниям зверевских комсомольцев в Зверево в середине 1920-х годов регулярно работала кинопередвижка. Первый художественный фильм в станционном посёлке был показан в начале 1927 года. Кинокартина называлась «Машинист Ухтомский» (режиссёр Алексей Дмитриев, апрель 1926 года). Фильм рассказывал о героическом машинисте паровоза Алексее Владимирове Ухтомском, участнике Московского декабрьского восстания 1905 года. Ценой собственной жизни он вывез революционных дружинников на своём паровозе из Москвы. Зверевчане хорошо помнили аналогичные события двадцатилетней давности на своей станции. В декабре 1905 года зверевский машинист Красовский тоже пытался вывести на паровозе стачечных товарищей из Зверево, атакуемого жандармами и казаками. Данные события описаны в Главе 1. После завершения киносеанса зверевчане почтили минутой молчания героя Московского декабрьского восстания Ухтомского и зверевского машиниста Красовского, бесследно сгинувшего во время революционной смуты…

До 1925 года к востоку от железнодорожной станции Зверево простиралась бескрайняя степь. Эти земли в царское время принадлежали Новочеркасскому Донскому казачеству. В 1925 году Зверевский Совет бедноты постановил: нарезать и выделять земли на восточной окраине посёлка для индивидуального строительства. Нарезкой земель руководил председатель земельной комиссии т. Калюжный. Первым застройщиком стал железнодорожник Митрофан Алексеевич Агуренко. Как только весной 1926 года он построил дом, новой улице присвоили имя Ленина. Затем, один за другим, начали строиться Ермины, Бондаренко, Запорожцевы, Клименко, Торопковы, Сыроватко и др.

7 ноября 1927 года, к празднику Октябрьской революции, в посёлке открывается железнодорожный клуб. В 1928 году комсомольцы Зверево принимают участие в создании совхоза «Красный партизан» (хутор Михайловка).

Вот что пишет зверевчанин А. Михайлов в газете Восточного Донбасса «Красный Шахтёр» за 24 февраля 1927 года (статья «Зверевский сельсовет»):

«Наш сельсовет большой, а главное, разбросан в радиусе на десять вёрст. Населённых пунктов – пять… Недавно прошли выборы в Зверевский сельский совет. Главный недостаток выборов – низкая активность женщин.