История города Зверево с 1819 по 1917 гг.

В 1895 году Министерство путей сообщения разрабатывало проект железнодорожной трассы Зверево – Царицыно (Волгоград). Об этом свидетельствует сохранившаяся в Ростовском архиве переписка Технического инспекторского комитета железных дорог МПС с Главным управлением казачьих войск при Военном министерстве. Но прямая железнодорожная ветвь Зверево – Царицыно осталась только на бумаге. Не нашли необходимых средств. Савва Мамонтов к тому времени разорился. У Зверево в конце 1890-х годов был шанс стать самым крупным железнодорожным узлом в Донбассе!

Узловая станция Зверево связывала три железных дороги: Козлово-Воронежско-Ростовскую, Казённую Екатерининскую и Донецкую Каменноугольную (с 1893 года, как сообщалось выше, ДКЖД являлась частью Екатерининской магистрали). К началу XX века на станции сложился довольно большой коллектив железнодорожников, который обслуживал 13 вёрст станционных путей и 47 стрелочных переводов! Станционный персонал, помимо работников подвижного состава, состоял из следующих профессий (указаны в документе 1916 года «Схема станции Зверево», раздел «Личный состав»):

  • Начальник станции – 1;
  • Помощники начальника станции – 4;
  • Конторщики – 10;
  • Составители – 6;
  • Сцепщики – 6;
  • Старшие стрелочники – 3;
  • Стрелочники – 15;
  • Передаточный агент – 1;
  • Помощники передаточного агента – 2;
  • Переписчики вагонов – 8;
  • Весовщики – 7;
  • Пломбировщики – 2;
  • Станционные сторожа – 3;
  • Тов. сторож – 1;
  • Сторож при дежурной кондукторской комнате – 2;
  • Сторожа по охране грузов – 6.

Следует также отметить, что на станции Зверево был и персонал Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) – Козлово-Воронежско-Ростовская ветвь. От ЮВЖД были собственные платформы, стрелочные переводы. Вокзал Юго-Восточной железной дороги размещался там же, где стоит современное вокзальное здание. А зверевское станционное хозяйство Екатерининской ЖД располагалось параллельно. См. иллюстрацию «Схема станции Зверево Екатерининской ЖД. 1916 год». На этой схематической карте показаны пути-сходы на Юго-Восточную железную дорогу.

Схема станции Зверево Екатерининской ЖД. 1916 год
Схема станции Зверево Екатерининской ЖД. 1916 год
Страница из главы XIV «Линия Дебальцево – Зверево» подарочного альбома «По Екатерининской железной дороге, выпуск II, 1912 год».
Страница из главы XIV «Линия Дебальцево – Зверево» подарочного альбома «По Екатерининской железной дороге, выпуск II, 1912 год».

В современном городе Зверево живут многочисленные потомки зверевских железнодорожников дореволюционного периода: Зуевы, Агуренко, Амплеевы, Покусаенко, Чертовы и т.д. Коренная зверевчанка Солодкина Татьяна Павловна (девичья фамилия – Ермина) бережно хранит фотографии
своего деда – Бориса Павловича Ермина. В начале XX столетия он работал стрелочником на станции Зверево; некоторое время был замерщиком межевой управы – нарезал усадьбы для новых домовладений. Земельные наделы выдавались пришлому сельскохозяйственному населению в долгосрочную аренду за счёт кредитов Крестьянского банка в соответствии со Столыпинской реформой (ох, как бесились по этому поводу родовитые казаки!). Сын Бориса Павловича – Лев Ермин впоследствии станет знаменитым уроженцем посёлка Зверево, выдающимся государственным деятелем. Но об этом речь пойдёт в главах третьей и четвёртой.

Династия Зуевых – одна из старейших в Зверево. В далёком 1819 году казак Зуев вместе с сотником Ильёй Зверевым близ балки Кленовой строил хутор. В начале XX века Зуевы – авторитетные зверевские железнодорожники (см. фото Матвея Захаровича Зуева, годы жизни: 1870 – 1957 гг.). Как отмечалось выше, бедные казаки не считали работу на железнодорожном транспорте зазорной: супротив прогресса не пойдёшь!

Зверевские железнодорожники Борис Ермин (сидит возле стола) и Иван Парахин. Фото 1911 года
Зверевские железнодорожники Борис Ермин (сидит возле стола) и Иван Парахин. Фото 1911 года

Агуренко и Амплеевы – самые распространённые «местные» фамилии в Зверево. Это – железнодорожные династии, которые трудились на станции Зверево с середины XIX века по 1960-е годы. Агуренко и Амплеевы «иногородние», приехали из Малороссии.

Удостоверение личности (фотомарка) стрелочницы станции Зверево Ксении Захаровны Амплеевой
Удостоверение личности (фотомарка) стрелочницы станции Зверево Ксении Захаровны Амплеевой. Начало XX века. На фотографии обозначен табельный номер. Фотомарка – типовой документ, удостоверяющий личность железнодорожного рабочего. Амплеевы – династия зверевских железнодорожников