История города Зверево с 1819 по 1917 гг.

Старинная карта Зверевских окрестностей, 1850 год
Старинная карта Зверевских окрестностей, 1850 год

 

В 1871 году через хутор Зверево прошла Воронежско-Ростовская стальная магистраль. Но крохотный населённый пункт, основанный сотником Ильёй Зверевым, был ещё не железнодорожной станцией, а лишь полустанком без вокзала. Пройдёт пять лет; начнётся строительство Донецкой Каменноугольной железной дороги (ДКЖД). И эта магистраль станет судьбоносной для Зверево.

Изучением истории строительства и развития железных дорог в Донбассе много лет занимается краевед Юрий Алексеевич Четвертных, внештатный сотрудник Гуковского музея в 1990-х годах. Он собрал в донских и украинских архивах интересный материал, который в сокращённом варианте был опубликован в газете «Шахтёрская неделя» – № 2 (786) за январь 2007 года. Ю.А. Четвертных установил следующее: в мае 1873 года Министерством путей сообщения был разработан обширный план по строительству новых железных дорог в Донбассе.

22 апреля 1875 года было принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железной дороги (ДКЖД), чтобы связать в единый рынок самые отдалённые районы и ускорить товарооборот, главным образом, – обеспечить вывоз угля. Строилась дорога с высочайшего повеления императора Александра Второго на средства богатейшего купца и мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918 гг.), при содействии видного железнодорожного чиновника Сергея Юльевича Витте (1849 – 1915 гг., начальник отделения эксплуатации Юго-Западных железных дорог, министр путей сообщения, министр финансов). Саввой Мамонтовым был также построен и ряд других железных дорог. В определённых кругах знаменитый купец слыл «мечтателем» и «затейником». Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую Каменноугольную дорогу, возгласы скептиков посыпались со всех сторон:

«Бесполезная затея! Лесов в России сколько угодно: топи – не хочу. Уголь не востребован. Дорога будет бездоходная. Не дело, пойдём по пустынным местам!»

Но ведь известно, места у нас были далеко не пустынные. По железной дороге начали возить не только то, что добывалось под землёй, но и множество
разных грузов, пассажиров. 1 декабря (14 декабря по новому стилю) 1878 года состоялось торжественное открытие Донецкой Каменноугольной железной дороги. Одна из веток этой магистрали соединила Зверево и Дебальцево. Данная линия имеет особенность: идёт вдоль высот, водоразделов, не пересекая ни одной речной преграды. Железнодорожный участок Зверево – Дебальцево являлся главной магистралью ДКЖД (Зверево – конечная станция ДКЖД).

Следует отметить небезынтересный факт. Открытие ДКЖД по условиям концессии должно было состояться 29 июля 1878 года. В «Докладе правления по сооружению Донецкой Каменноугольной дороги» говорится:

«Продолжая в отчётном 1878 году сооружение дороги, Правление принимало все зависящие от него меры для окончания работ и открытия дороги для правильного движения в срок, назначенный для этого высочайше утверждённым уставом общества. Но последовавшая в 1877 году Восточная война (Русско-Турецкая война 1877 – 1878 гг., – примечание автора), существенно изменившая главные условия, при которых было начато дело, весьма неблагоприятно повлияла на успех нашего предприятия. Так с закрытием портов Чёрного и Азовского морей вследствие блокады, совершенно приостановилась доставка рельс с германских и английских заводов в Таганрог, куда заводы обязаны их поставить. Правление было вынуждено направлять рельсы в Балтийское море и из Риги доставлять по железной дороге к месту работ. Сверх того, многие из рабочих были потребованы для поступления в военную службу, что также не могло не отразиться с невыгодной стороны на дело сооружения дороги. Таким образом, открытие правильного движения на главной линии от станции Зверево… до станции Хацепетовка… последовало не 29 июля 1878 года, как следовало по условиям концессии, а лишь 1 декабря того года, по освидетельствованию её правительственной комиссией, которою дорога найдена в исправном состоянии и все сооружения произведёнными тщательно, прочно…»

Так, в декабре 1878 года на карте Российской империи появилась узловая станция ЗВЕРЕВО. Братья-помещики Зверевы, дав «добро» на прокладку через их земли железной дороги, пожелали, чтобы станция носила их фамилию, увековечив тем самым память о себе. 14 декабря (01.12. по ст. стилю) 1878 года – это дата рождения узловой железнодорожной станции Зверево.

Купец Савва Иванович Мамонтов. На его деньги в 1878 году была построена Донецкая Каменноугольная железная дорога, в том числе – станция Зверево, конечный пункт ДКЖД
Купец Савва Иванович Мамонтов.
На его деньги в 1878 году была построена Донецкая Каменноугольная железная
дорога, в том числе – станция Зверево, конечный пункт ДКЖД

Как уже выше отмечалось, железнодорожный узел Зверево и вся ДКЖД построены на деньги Саввы Мамонтова. В Гуковском музее Шахтёрского труда им. Л.И. Микулина хранится интересный документ – рапорт министра путей сообщения от 30 января 1876 года. В нём говорится, что Почётный гражданин России С.И. Мамонтов выделил на строительство ДКЖД 22 806 726 рублей. Астрономическая по тем временам сумма! Отношение курса царского рубля конца XIX века к современному российскому (на январь 2013 года) – 1200 руб. 22 806 726 Х 1200 = 27 368 071 200 нынешних рублей. Правда, на здании Зверевского вокзала немного сэкономили. В 1878 году вокзал построили из деревянных брусьев. Каменным он стал позже.

6 декабря по ст. стилю 1878 года министр путей сообщения доложил царю Александру II: «Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что по вверенному мне министерству нет особых спешных дел, по коим я должен бы беспокоить Ваше Величество личным докладом в четверг, 6-го декабря 1878 года. Исключение составляет лишь открытие для общего употребления Донецкой Каменноугольной дороги. 1-го сего декабря, как товарное, так и пассажирское движение началось по всей длине её со станции Крематоровки по Харьково-Азовской железной дороге до станции Зверево на Воронежско-Ростовской дороге. Всего вместе с четырьмя не вполне оконченными ветвями на протяжении 387 вёрст» (Центральный государственный исторический архив РФ, ф. 350, оп. 79, д. 15, л. 1; ф. 446, оп. 27, д. 18, л. 103). К докладу прилагался «Журнал осмотра ДКЖД», произведённого Комиссией по приёму дороги в казённое управление. Копии «Журнала» хранились на всех главных станциях Каменноугольной магистрали (см. иллюстрацию – Зверевская копия «Журнала осмотра ДКЖД»).

По всей видимости, в декабре 1878 года о населённом пункте Зверево, который до этого был заурядным хутором, впервые заговорили на самом высоком уровне. Даже царь Александр II был осведомлён о новом железнодорожном узле. Любопытный факт: российскому императору об открытии ДКЖД и станции Зверево доложили 6 декабря 1878 года, а атаману Области Войска Донского Николаю Александровичу Краснокутскому двумя днями позже – 8 декабря по старому стилю. Управляющий ДКЖД прислал атаману три экземпляра «Расписания движения пассажирских поездов по Донецкой Каменноугольной железной дороге».