История города Зверево с 1819 по 1917 гг.

Каждый поезд сопровождала бригада из десяти человек: главный кондуктор, старший смазчик, смазчик и семь человек тормозильщиков – торможение было ручное. На большую рукоять стоп-крана наваливались тормозные рабочие, состав со скрёжетом останавливался. Локомотивная бригада состояла из машиниста паровоза, помощника машиниста и нескольких кочегаров.

В книге «Стальные пути Донбасса» (издательство «Донбасс», Донецк, 1970 год) на страницах 11 – 12 находим описание специфической профессии «смазчика вагонов». В его обязанность входило следить за вагонными буксами. Мазута не хватало. До 1910 года смазчики получали для заправки букс топлёное говяжье сало. На смену выделялся целый мешок жировой смазки. Некоторые смазчики приносили «говяжий мазут» и домой: жёнам для приготовления пищи.

В Зверево, как и многих небольших станциях Донбасса, манёвры с грузовыми вагонами производили с помощью лошадей или волов. Держать для таких целей паровозы было экономически не выгодно. Зажиточные братья-казаки Зверевы заключили с начальником станции договор на предоставление живой тяговой силы. А когда под рукой не оказывалось лошадей или быков, вагоны толкали на нужный путь люди.

Донецкая Каменноугольная дорога пролегла в южных степных районах России. Капризная, неустойчивая в наших местах зима. Небольшие морозы зачастую сопровождались обильнейшими снегопадами. Тогда на многих участках ДКЖД прекращалось движение. Поезда оставались под снегом по несколько дней. Задерживалась отправка угля. Железная дорога терпела колоссальные убытки. Вначале для защиты от снега применялись переносные деревянные щиты. Древесины в степных краях не хватало, да и для переноски этих снегозащитных сооружений требовались рабочие руки. Нужны были более эффективные меры. Их предложил в конце 1870-х годах ботаник Николай Карпович Срединский. Вдоль железных дорог стали высаживаться посадки древесных растений. Живая зелёная защита от снежных заносов появилась и на железнодорожном участке Дебальцево – Зверево. Примерно в 1880-м году в наших местах зашуршала молодыми ветками первая лесопосадка.

Писатель А.П. Чехов, 1880-е гг. В апреле 1887 года Антон Павлович посетил станцию Зверево
Писатель А.П. Чехов, 1880-е гг. В апреле 1887 года Антон Павлович посетил станцию Зверево. Целый день пробыл знаменитый писатель на нашей узловой станции, дожидаясь транзитного поезда

23 апреля 1887 года (06.05.1887 г. по н.с.) станцию Зверево посетил Антон Павлович Чехов. Писатель удивлялся: стоит здание железнодорожного вокзала, а вокруг – сплошные степи! На станции Зверево Антон Павлович написал письмо своей сестре – Марии Павловне Чеховой:

«23 апреля 1887 год, Зверево.
3 часа ночи. Опять сижу в Зверево, чтобы ехать в Новочеркасск на свадьбу. Считаю минуты и, томясь духом, вспоминаю о своём московском ложе… Считаю минуты, пью медленно чай, заговариваю с пассажирами, читаю календарь для врачей, но от этого время не кажется короче. В субботу опять к Кравцову и опять ждать в Зверево 9 часов. Уф!!!»

(«А.П. Чехов, Собрание сочинений в 12 томах, Гослитиздат, М. 1954 – 1957». Том одиннадцатый. «Письма». Стр. 139 – 140).

Из письма А.П. Чехова можно сделать вывод: на узловой станции Зверево осуществлялась пересадка пассажиров с поезда на поезд. Также известно, что кроме обслуживания пассажирских поездов, на нашей станции ежесуточно формировалось 500 вагонов товарных составов (издание «АМГЮР» (Ассоциация малых городов Юга России), выпуск для города Зверево, № 16 за 1996 год). В здании зверевского вокзала, в зале ожидания третьего класса, имелся большой иконостас, где совершались богослужения. Здесь же, при станции, работало почтовое отделение, располагалась полицейская управа. Во всех трёх залах ожидания были буфеты. Возле вокзала построены казармы для обслуживающего персонала.

Кстати, одноэтажная жилая казарма на четыре семьи для железнодорожников ДКЖД первой постройки сохранилась в Зверево до наших дней. Стоит старинное здание на окраине междупутья, у поворотного круга для паровозов. Издали казарма выглядит как кирпичное строение. Но вблизи видно отлично подогнанную каменную кладку почти метровой толщины. Умели в XIX веке строить! Это жилое здание уцелело и в революционную смуту, и во время массированных бомбёжек в годы Великой Отечественной войны. Краевед Ю.А. Четветных сделал точную схему зверевской казармы для железнодорожников ДКЖД.

Схема жилой казармы для зверевских железнодорожников ДКЖД 1880-х годов.
Схема жилой казармы для зверевских железнодорожников ДКЖД 1880-х годов. Исполнитель – краевед Ю.А. Четвертных
На фотографии 1998 года изображён зверевский путепровод Донецкой Каменноугольной железной дороги (через Козлово-Воронежко-Ростовскую ветвь). В настоящее время все старинные пиленые камни растащили местные (а может, и неместные) жители
На фотографии 1998 года изображён зверевский путепровод Донецкой Каменноугольной железной дороги (через Козлово-Воронежко-Ростовскую ветвь). В настоящее время все старинные пиленые камни растащили местные (а может, и неместные) жители

Ещё одно строение ДКЖД 1870-х годов сохранилось в Зверево вплоть до наших дней. Точнее – до 2000 года. Это – путепровод, по которому Донецкая Каменноугольная железная дорога пересекала через стальную магистраль Козлово-Воронежско-Ростовской ЖД ветви. Путепровод находился недалеко от современной зверевской школы № 5, рядом с нынешней железной дорогой СКЖД. Сейчас от старинного путепровода осталась только насыпь. Все красноватые (красными они стали от паровозной копоти) пиленые камни растащили в 2000-х годах: толи на сувениры, толи для хозяйственных нужд.

Итак, не понравилась Чехову тогдашняя станция Зверево! Вокруг железнодорожного вокзала – бескрайняя степная зона Донецкого кряжа. Лесов почти не было, кроме незначительных кустарников, по глубоким балкам росли дикие яблони и груши. Деревца можно было посчитать по пальцам. Лишь вдоль железной дороги путейцы начали высаживать лесопосадку – для защиты ДКЖД от снега. Окрест – вековое Дикое поле… Весной и ранним летом оно покрывалось разноцветным ковром душистых трав и цветов. Июньское цветение Донецкой степи воспел в своих произведениях А.П. Чехов. Но в июле всё выгорало; степь становилась неприветливой, пустынной. На необозримых ковыльных просторах выгуливались табуны лошадей близлежащего Провальского конезавода, да вольготно паслась дикая степная живность. Горячие летние суховеи сменялись жестокими зимними вьюгами, выпадало много снега.

Но открытие железнодорожной станции дало толчок к заселению близлежащих территорий. Железная дорога разбудила дикие степи, веками спавшие. Хутор Зверево превращался в станционный посёлок.

Возводились новые саманные дома. Словно боясь потеряться в просторах дикой степи, они жались поближе к станции. Бывшие крепостные крестьяне из центральных губерний и Малороссии переселялись в Зверево: здесь нужны были рабочие для дальнейшего строительства и обслуживания Донецкой Каменноугольной дороги. Местные казаки вначале враждебно относились к «иногородним». Не разрешали им строить жилища на казачьей
земле. Но «голь на выдумки хитра». Переселенцы ночью вырывали землянки, облаживали глиняные стены шпалами, а главное – до рассвета устанавливали печную трубу. По казачьим законам, нельзя было разрушать очаг с трубой. В дальнейшем землянку перестраивали в саманный дом. Часто между «иногородними» и казаками вспыхивали потасовки. Но постепенно жизнь налаживалась, казаки приутихли не без помощи царских жандармов. А беднейшая часть казачества стала также работать на железнодорожном транспорте. В то время быть железнодорожником, особенно машинистом паровоза, считалось престижным.

Разрастался станционный посёлок Зверево. Особняком стояли добротные дома купцов Алексеева, Богаевского, Абакирова, Ровенского, Харитонова и жандарма Бородина. В январе – феврале 1897 года была проведена «Первая всеобщая перепись населения Российской империи на основании высочайше утверждённого положения от 5 июня 1895 года». Согласно этой переписи домов в Зверево было немногим более ста – 4 улицы без названий. Железнодорожные рабочие жили в общих казармах и земляных бараках. Население станционного посёлка не превышало полтысячи человек (ниже приведена более поздняя перепись населения посёлка Зверево – 1908 год). Имелись пять магазинов, булочная, винополка, аптека, лесная биржа.

На весь посёлок – три колодца. На станции, правда, были построены две водокачки с прудами для заправки паровозов. Одна водокачка обслуживала локомотивы Донецкой Каменноугольной дороги, другая – Козлово-Воронежско-Ростовской ЖД. При помощи паровой машины вода подавалась по чугунным трубам. Население посёлка Зверево разделилось как бы на две части. Одна половина батрачила у помещиков и богатых казаков (в частности, у братьев Зверевых), выращивая неплохие по тем временам урожаи. Значительную роль в получении этих урожаев играли плодородные чернозёмы. Вторая половина зверевчан обслуживала железную дорогу, то есть появляется пролетариат.

В Ростовском областном архиве, фонд № 301, опись № 10, дело № 1201, хранятся Циркуляр Главного управления по делам местного хозяйства Области Войска Донского от 1 декабря 1907 года за № 40, Рапорт окружного атамана Черкасского округа от 18 февраля 1908 года за № 361 – «О представлении сведений о поселении Зверевском, находящемся при станции Зверево Юго-Восточной железной дороги». В этих документах отмечается, что при станции Зверево самовольно заселяются «иногородние» люди, поселение не имеет административно-хозяйственного управления со стороны атаманского начальства. Во исполнение Циркуляра № 40 в 1908 году была составлена рукописная справка «Сведения о поселении Зверево, находящемся в Черкасском округе при станции Зверево ЮВЖД». В нашем посёлке проведена повторная перепись населения по состоянию на 1 января 1908 года. Приведём её результаты (см. иллюстрацию «Сведения о поселении Зверево, находящемся в Черкасском округе при станции Зверево ЮВЖД», Государственный архив Ростовской области, фонд № 301, опись № 10, дело № 1201, листы № 22 – 24).

«В посёлке числится 322 души мужского пола и 500 душ женского пола. Мещан (мещане – податное сословие царской России, ремесленники, торговцы; примечание В.Б. Бутова) – 16 человек. Крестьянского сословия – 806 человек. Из них православные – 802 человека.

Средний прирост населения: в 1905 г. – 150 душ, в 1906 г. – 120 душ, в 1907 г. – 75 душ… В поселении 9 торговых лавок и 5 торгово-промышленных заведений: трактирное, чайная, казённая винная лавка, две швейные мастерские. Торговый оборот населения: в 1905 г. – 30 тысяч рублей, в 1906 – 35 тыс. руб., в 1907 г. – 45 тыс. рублей.

В поселении правительственных и общественных зданий нет… Кроме почтового отделения… Административно-хозяйственного устройства не имеется…»

В «Сведениях о поселении Зверево» 1908 года, однако, не указывается численность железнодорожников, живших непосредственно при станции в каменных казармах. А это – около двухсот человек, персонал Юго-Восточной и Казенной Екатерининской ЖД. Итак, население нашего станционного посёлка в 1908 году составляло около тысячи человек. Учитывая прирост зверевского населения примерно в 100 человек в год, к 1914 г. в Зверево проживало полторы тысячи душ.

В марте 1908 года Атаманское Правление Области Войска Донского сделало вывод: железнодорожный посёлок Зверево образовался самовольно на землях Новочеркасского станичного общества, «иногородним» надо платить налоги в пользу казаков, а неплательщиков следует выселять принудительным порядком. См. иллюстрацию «Решение Атаманского Правления от 5 марта 1908 года» (Государственный архив Ростовской области, фонд № 301, опись № 10, дело № 1201, лист № 79). Однако грянула Столыпинская реформа, позволяющая крестьянам селиться на свободных казачьих землях.