История города Зверево с 1819 по 1917 гг.

В крупнейшей русской дореволюционной «Энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» (1889 – 1907 гг.) в статье «Донецкая железная дорога» мы найдём упоминание о станции Зверево:

«Донецкая железная дорога отлична от других в России. Большинство наших дорог первоначально состояли из одной линии, без ветвей… А ДЖД с самого начала образовала сеть со многими разветвлениями. Длина Донецкой железной дороги: Дебальцево – Крематоровка 174 вер., Дебальцево – Зверево 177 вер., Ступка – Бахмут 6 вер… Всего с коммерческими ветвями 821 вер. Названные участки ДЖД открыты 1 декабря 1878 г…»

Линия Зверево – Дебальцево прошла по казачьим землям. Поначалу «диковинным зверем» для населения стал паровоз. В народе к нему отношение было неоднозначным. Старожилам отцы рассказывали забавную правдивую историю.

В 1871 году через Зверево впервые прошёл паровоз – по Козлово-Воронежско-Ростовской ветви. При виде огнедышащего чуда казаков охватила паника. Не слушая команд офицеров, видавшие виды рубаки пустились наутёк. Их с трудом удалось убедить, что перед ними не бесовское наваждение, а творение рук человеческих. Лишь после этого сконфуженные казаки осмелились подъехать к паровой машине. Но вскоре народ привык к новому транспорту и начал пользоваться его услугами.

В 1870 – 1880-х годах XIX столетия паровозы, поступившие на ДКЖД, были иностранного производства – из Англии и Германии. Грузовые локомотивы имели 3 – 4 движущие оси, пассажирские – по 2-3. Допустимая скорость паровозов (марки «Шварцкопф», «Борзиг», «Гартман») – 15 – 20 вёрст в час. Вагонный парк также отличался своей разнотипностью. Но все они, локомотивы и вагоны, на нашей Донецкой Каменноугольной дороге выделялись фирменной эмблемой, проставленной сбоку на всём подвижном составе – см. иллюстрации. Шахтёрская кирка со скрещенными по центру молотками. Таким образом, сочетались горняцкая и железнодорожная символики.

Пассажирские вагоны были 1, 2 и 3-го классов. Для наиболее бедных слоёв населения ходили дополнительные поезда – так называемые «дешёвки». Они состояли из 2-х основных товарных вагонов с площадками по обе стороны. Деревянные лавки из грубых досок с общей спинкой посередине – не то, что лечь, но и сидеть неудобно. В такие вагоны пассажиров сажали без всякого ограничения. Железнодорожная «дешёвка» двигалась очень медленно. Так, например, от ст. Зверево до Воронежа (400 вёрст) она ехала пять суток.

Документ Министерства путей сообщения Российской империи «О сооружении Донецкой Каменноугольной дороги»
Документ Министерства путей сообщения Российской империи «О сооружении Донецкой Каменноугольной дороги»
Журнал осмотра Донецкой Каменноугольной железной дороги. 1878 год. Копия для станции Зверево
Журнал осмотра Донецкой Каменноугольной железной дороги. 1878 год. Копия для станции Зверево
Фирменная эмблема Донецкой Каменноугольной железной дороги
Иллюстрация. Фирменная эмблема Донецкой Каменноугольной железной дороги. Логотип ДКЖД представлял собой рисунок шахтёрской кирки со скрещенными по центру молотками. Таким образом сочеталась горняцкая и железнодорожная символика. Эмблема ДКЖД ставилась сбоку на подвижном составе: и на вагонах, и на паровозах. Рисунок гуковского краеведа Юрия Алексеевича Четвертных
Схема линии ЗВЕРЕВО – ДЕБАЛЬЦЕВО (участок Зверево – Должанская) Донецкой Каменноугольной дороги.
Схема линии ЗВЕРЕВО – ДЕБАЛЬЦЕВО (участок Зверево – Должанская) Донецкой Каменноугольной дороги.
1878 год. Составил гуковский краевед Ю.А. Четвертных